ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Федеральная государственная программа «Доступная среда» направлена на обеспечение для всех граждан свободного доступа к транспортной, социальной и инженерной инфраструктуре. Если говорить о реализации данной программы  в общеобразовательной школе – то это, прежде всего,  обеспечение условий для социализации и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

Как одно из условий реализации программы «Доступная среда» для детей – это  инклюзия, совместное обучение детей с отклонениями в психо-физическом развитии с нормативно развивающимися детьми. Именно совместное обучение становится лучшим средством для преодоления вынужденной изоляции, свойственной ученикам коррекционных учреждений.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов – это реальная возможность для учеников с ОВЗ получить качественное образование, интересную работу, реализоваться как профессионал и активно участвовать в жизни общества.

Инклюзивное образование в МАОУ СОШ №1 с. Александровское призвано решить следующие задачи:

  1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
  2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
  3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
  4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
  5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
  7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

В 2018-2019 учебном году в нашей школе обучается 115 учащихся с ОВЗ, 17 детей-инвалидов, которые по состоянию своего психического или физического здоровья могут освоить государственные образовательные программы только при создании для них специальных условий. Большая часть обучающихся с ОВЗ относятся к категории детей с задержкой психического развития, 8 обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 1 – с расстройством аутистического спектра. На основании врачебных заключений 8 обучающихся занимаются по принципу «частичная инклюзия», когда дети вовлекаются в совместное обучение на неполный учебный день, 4 ученика обучаются на дому.

Одно из условий успешного обучения детей с ОВЗ – это разработка для них Адаптированных образовательных программ в соответствии с заключениями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. В школе реализуются АООП для обучающихся VII вида, АООП для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На основе данных программ разрабатываются индивидуальные АОП для обучающихся, занимающихся по индивидуальным учебным планам. Данные АОП анализируются в конце учебного года и определяются задачи на следующий учебный год.

Для обучения детей по адаптированным образовательным программам приобретены учебно-методические комплекты.

В разработке АОП принимают участие все специалисты психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия. В системе  работы следующие формы:

  1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
  2. проведение  заседаний ПМПК;
  3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
  4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
  5. разработка методических  рекомендаций учителю;
  6. диагностика, коррекция, профилактика;
  7. обследование школьников  по запросу родителей;
  8. оказание психологической поддержки педагогам.

Кабинеты специалистов психолого-педагогического сопровождения оснащены компьютерной техников, имеется интернет, используются нет буки из мобильного класса.

Для школьного логопункта в 2018-2019 учебном году приобретены учебно-методические пособия, способствующие успешному обучению детей с ОВЗ чтению и письму. Кабинет педагога-психолога также пополнился дидактическими, развивающими играми и учебными пособиями.

На уровне начального общего образования разработана Программа всеобуча для родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. В рамках реализации этой Программы всеми специалистами психолого-педагогического сопровождения проводятся встречи, консультации для родителей, организуются мероприятия  для детей.

Для ребёнка-инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата, занимающегося на дому, на период посещения им внеурочных занятий и мероприятий, устанавливается съёмный пандус.

Вовлечение детей с ОВЗ во внеурочные занятия различной направленности позволяет раскрыть индивидуальный потенциал каждого ребёнка, создать для него ситуацию успеха. Дети с ОВЗ посещают школьные кружки и секции: «Юный чемпион», «Развитие познавательных способностей», «Юный исследователь», «Читай, смекай, отгадывай», «Чтение с увлечением», «Оч.умелые ручки» и др.. В плане внеурочной деятельности выделено специальное направление – коррекционное. Предметные мастерские «Я всё сумею, всё смогу», «Здоровячок», «Развивай-ка», «Занимательная логоритмика», «Развитие речи» (английский язык) способствуют более успешному развитию и социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Кадровое обеспечение, владение методиками, приёмами обучения детей с ОВЗ –  неотъемлемая часть работы педагогического коллектива. Уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет организации методической работы школы по данному направлению: анкетирование педагогов, педагогический совет «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ», Неделя открытых уроков в инклюзивных классах, семинар-практикум «Профилактика и коррекция дисграфии у младших школьников», а так же и через самообразование, организацию и проведение групповых и индивидуальных консультаций со специалистами психолого- педагогического сопровождения, изучения опыта работы школ региона.

Перед коллективом школы поставлена дальнейшая цель: совершенствование системы инклюзивного образования, системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации, развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся.

Wordpress snowstorm powered by nksnow