Страничка педагога – психолога

Педагог – психолог

Бурова Татьяна Петровна

Для родителей

Советы психолога

Медиация

Cпособы  воспитательного влияния на подростка

Страница профориентации

На уроке у психолога

Обо мне

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

Советы родителям:

  • Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
  • Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
  • По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
  • Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
  • Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка.
  • Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
  • Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
  • Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
  • Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
  • Приучайте ребёнка к самостоятельности.
  • Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
  • Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

 

Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь чётко произносить все звуки речи;
  • уметь интонационно выделять звук в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке»«На детской площадке», «За грибами»«Отдых на море»и т. д.)
  • уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • знать знаки +, -, =, <, >;
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь сравнивать две группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
  • уметь оперировать понятиями«налево»«направо»«вверх»«вниз»«раньше»«позже»,

«перед»«за»«между» и т. д. ;

  • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, ромашка)и называть их отличительные признаки;
  • уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
  • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
  • знать названия 1-3 комнатных растений;
  • знать названия 12 месяцев года;
  • знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

  • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Общий кругозор:

Фамилия, имя.

– Дата рождения.

– Свой возраст.

– Имя и отчество родителей.

– Домашний адрес.

– В какой стране живет.

– Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

– Знание растений.

– Знание профессий, видов спорта, транспорта.

– Быт людей.

– Уметь объяснить закономерности природных явлений.

– Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

 

 

Мышление:

Определение четвертого лишнего.

– Классификация, обобщение.

– Сходство/различия.

– Умение решать логические задачи.

– Сложение фигур из частей.

– Сложение из счетных палочек.

– Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Внимание:

Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

– Переключение.

– Распределение.

Память:

Повтор 10 слов или цифр.

– Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

– Пересказ текстов.

Речь:

Артикуляция, произношение.

– Отвечать на вопросы и задавать их.

– Строить рассказы по картинкам.

– Сочинять сказки.

– Составлять предложения.

– Заучивать наизусть стихи, прозу.

Моторика:

Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

– Уметь чертить прямую линию.

– Писать печатную букву по образцу.

– Вырезать из бумаги.

– Аккуратно клеить.

– Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

– Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

– Изготавливать аппликации.

Математические знания:

– Знать цифры (от 0 до 9).

– Называть числа в прямом и обратном порядке.

– Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

– Соотносить цифру и число предметов.

– Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).

 

Я и общество

Дети должны знать:

– название нашей страны и её столицы;

– флаг, герб России;

– название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

о всенародных праздниках;

– о труде людей в городе и сельской местности.

– Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

 

 

Предметный мир

Дети должны уметь:

сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

– называть материалы, из которых они изготовлены;

– понимать значение обобщающих слов.

 

Математические знания

Дети должны знать:

состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

– состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь:

– сравнивать по длине, высоте, ширине;

– ориентироваться на листе бумаги;

– различать форму предметов;

– составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

– измерять длину предметов с помощью условной мерки;

– сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

– делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

 

Неживая природа

Дети должны:

– иметь представление о сезонных изменениях в природе;

– определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Животный мир

Дети должны иметь представление:

– о домашних и диких животных;

– о перелетных и зимующих птицах;

– о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир

Дети должны иметь представление:

об условиях необходимых для роста растений;

– о лесных ягодах и грибах;

– об овощах и фруктах;

– о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Крупная моторика

Дети должны уметь:

прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

– точно ловить и кидать мяч;

– на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

– застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Мелкая моторика

Дети должны уметь:

проводить прямые, не дрожащие линии;

– «видеть» строку и писать в ней;

– видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

 

 

 

C  16 по 20 октября  2017 г. учащиеся нашей школы принимали участие во всероссийской акции «неделя без турникетов» организованной Александровским центром занятости населения.

1. Ребята посетили издательство  местной газеты «Северянка» где узнали  интересные  исторические факты нашей газеты, познакомились с профессиями журналиста, фотографа, редактора, узнали как «добывается» интересный материал для  газеты, увидели как печатается газета Поблагодарили работников газеты за содержательную и полезную информацию.

2. Праздничная атмосфера встречала на всех рабочих местах в МБУ «Культурно спортивного комплекса».

А о создании этой атмосферы рассказали специалисты комплекса. Оформитель Горст Е.М представила оформление зала фойе, поделилась с ребятами разными идеями оформления, где их можно поискать. Как использовать в оформлении доступные материалы, что можно придумать, чтобы они «заиграли» новыми оттенками.

Звукорежиссер Мамай А.С.  дал возможность ребятам самостоятельно «поиграть» звуком. Рассказал  и показал, как можно быстро найти любую музыку, и когда музыка заиграла громко ребята невольно стали танцевать – вот так профессия может влиять на других людей.  Звукорежиссер  Дисюк Д,Н.,  который работает с артистами на сцене отметил, ч то для него важно вовремя включить тот или иной звук, музыку, услышать как она звучит громко или тихо, а это большое напряжение и ответственность.

На сцене праздничная феерия, разноцветные и разнообразные огоньки  «бегают»  по сцене и залу. Это работа светотехника Луговского Д.А, но чтобы ее создать необходимо, знать обыкновенный школьный предмет – физику.  Ребята и здесь не упустили возможности самим создать свою феерию на сцене.

С волшебным закульсьем ребят познакомила Селезнева Ж.В. Она рассказала, как создаются и где хранятся декорации для различных спектаклей, концертов и.т.д. Показал, как работает механизм поднятия и опускания кулис. Пожелала ребятам выбирать интересные творческие профессии и возвращаться работать в родное село

3. На территории МУП «Жилкомсервиса» ребят встретил В.Г. он доступно рассказал о главной цели работы специалистов предприятия – чтобы  населению нашего села  было комфортно жить, в домах было тепло, на улице чисто,  а из крана текла чистая вода.

Когда окрыли ворота бокса, ребята увидели различные транспортные средства с помощью которых  и создается комфорт (автобус, различные трактора и.т.д)

В токарном цеху ребята буквально исследовали три токарных станка и узнали, что разные детали можно изготовить на разных станках. А токарю профессионалу  нужно знать в первую очередь черчение.

Покорил ребят кузнечный цех. Вячеслав Сергеевич подробно и интересно рассказал о работе кузнеца. Показал, как раздувают кузнечную печь, как в ручную кузнец из раскалённого куска металла  с помощью наковальни может выковать необходимую для дальнейшей работы деталь. Отвечая на вопросы ребят  В.С  добавил, что даже рабочие профессии требуют знаний и по физике ,химии, математике, а руководитель чтобы правильно решать проблемы должен быть «подкованным» по всем предметам и эрудированным. Было интересно, ребята в основном были довольны экскурсией.

 

На «Ярмарку»……за информацией.

24 ноября группа учащихся 11 классов побывала на «Ярмарке учебных мест» в г. Стрежевой.

Новая информация, тем более из первых уст, всегда востребована выпускниками.  У ребят была возможность не только взять буклеты с  информацией о выбранном ими учебном заведении, но и задать специалистам волнующие их вопросы. Наряду с вопросами  об условиях поступления в учебное заведение  ребята получили ответы на вопросы  о перспективах развития Вузов, о студенческих конкурса, о возможном трудоустройстве после окончания , размере стипендии, о студенческом досуге.  Встреча оказалась своевременной и плодотворной. Выпускники получили нужную информацию и много положительных эмоций.

У природы нет плохой погоды….

В начале сентября  выдалась солнечная и малооблачная погода, поэтому для ребят 4 -х классов была организована экскурсия   на Александровскую Метеорологическую станцию.

Сотрудницы станции Светлана Александровна Целуйко и Мария Сергеевна Станкеева , провели  интересную и познавательную экскурсию, рассказали об особенностях работы на данном объекте.

Ребята узнали что,  МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ –  это, учреждение, которое проводит регулярные наблюдения за состоянием атмосферы. Наблюдения включают измерения значений метеорологических элементов в установленные сроки и определение основных характеристик (начало, окончание и интенсивность) атмосферных явлений. Первые метеостанции стали создаваться ещё в 18 в., когда отдельные учёные или научные общества начали проводить систематические наблюдения за погодой.

Оказалось, что, несмотря на то, что основные процессы автоматизированы, но и они не могут заменить человека, поэтому для уточнения показателей приборов сотрудники в определенное время  и любую погоду проводят наблюдения. Полученные данные кодируют и передают в виде цифровой сводки в установленные адреса (бюро погоды, авиационные метеостанции и т. п.). Ребята побывали на метеорологической площадке, где установлено большинство приборов (психрометрическая будка с термометрами и гигрометрами, приборы для измерения скорости и направления ветра, осадкомер, почвенные термометры, флюгеры и др.), посетили служебное здание, в котором находятся барометры, регистрирующие части дистанционных приборов, переносные приборы и где ведётся обработка наблюдений. Аэрологические наблюдения проводятся дважды в сутки, определяют интенсивность солнечной радиации (прямой, рассеянной и суммарной), радиационный баланс, величину испарения почвенной влаги и др. Ребята с интересом рассматривали приборы, задавали вопросы. Узнали что, наблюдения метеостанций используются для составления прогнозов погоды и предупреждений о неблагоприятных  явлениях погоды, изучения климата и его изменений, а также для непосредственного обеспечения обслуживаемых организаций сведениями о погоде.

Поблагодарив Светлану Александровну и Марию Сергеевну за интересную экскурсию, ребята отправились домой, а по дороге обсуждали вопросы климатических условий нашей территории

Готовимся к правильному профессиональному  выбору.

Мир профессий многочисленный и многообразный. Знакомство с ним происходит разными путями, один из способов актуализировать проблему самоопределения проведение недели профориентации. В этом году в нашей школе она началась с игры «Рука владыка». В холле первого этажа всем  ребятам предлагалось из множества вариантов вытянуть «свою» профессию.

В течение недели проводился мониторинг профессиональных намерений старшеклассников.

Учащиеся 5 – 11 классов приняли участие в профориентационной викторине (подготовлено два варианта 5-7кл, 8 – 11 кл) в ходе которой выяснялись знания ребят о профессиях. Ребята 6 в класса больше всех написали пословиц о труде, ребята 6а класса больше других перечислили профессий на букву «С», а учащиеся 7 в класса больше всех написали правильных ответов на вопросы викторины.

В четверг проводили мастер – класс. В холле 3-го этажа была представлена  современная, набирающая популярность профессия Аниматора. Учащиеся 5-х классов с удовольствием изучали предложенные «аниматором» (ученицей 9б класса Функ В.) игры и играли в них.  Получили много эмоций и сделали вывод, что праздники должны проходить интересно, научились развлекать гостей правильно. На стенде представлена информация о профессии.

Особенно популярным был мастер – класс поваров, проходивший в холле на втором этаже. В первую смену учащиеся 11 классов рассказали, как можно быстро приготовить вкусный и полезный завтрак, показали искусство приготовления канопе и конечно же у ребят была возможность самим приготовить канопе и съесть его. На стенде представлена информация о профессии.

На первом этаже работали «журналисты». Они задавали вопросы, ребятам разных классов знают ли они профессии своих родителей, выбрали ли они свою профессию и др. У взрослых брали интервью о том, как они пришли в профессию, нравиться ли им она сейчас, о трудностях и достижениях в профессии. День прошел оживленно, весело, многие задумались «НАДО ВЫБИРАТЬ» сегодня, не откладывать на потом.

 

«Перевоплощение Черного золота»

                           20 мая  обучающиеся  9в класса в рамках

  профориентации   побывали на  Александровском

нефтеперерабатывающем заводе.

В ходе экскурсии старшеклассники с удовольствием слушали рассказ Смирновой И.Н  о истории возникновения завода, о процессе преобразования нефти в необходимые продукты, познакомились с разнообразными профессиями, связанными с переработкой нефти. Узнали, что многие профессии можно получить в г. Нижневартовске и специальных учреждениях по курсовой подготовке в г. Стрежевом.

Большое впечатление произвела на учащихся экскурсия по территории завода.  Ребята увидели огромные резервуары, в которых хранится привезенная с месторождения нефть, процесс перекачки нефти. Так как производство имеет статус взрывоопасного, нам рассказали о соблюдении техники безопасности производства. Теоретически познакомили с процессами, происходящими на самом заводе, показали диспетчерский пункт, откуда ведется наблюдение за технологическим процессом по переработке нефти.  Посетили ребята нефтяные лаборатории, увидели, как по различным параметрам можно определить качественный состав нефти, лаборанты иногда уже даже по запаху могут определить те или иные компоненты входящие  в  состав привезенной нефти.

Несмотря на то, что завод не очень большой сегодня он имеет неплохие перспективы развития, продукция востребована на рынке.

Сам завод, его территория и возможности  произвели на старшеклассников определенное впечатление , некоторые  задумались о перспективной профессии нефтяника.

24 декабря состоялась экскурсия учащихся 10-х классов на Стрежевское телевидение .  Как выглядит телевидение по ту сторону экрана и как происходит сам процесс работы сотрудников телеканала, нам согласилась рассказать и показать  корреспондент  СТВ  Бабина Г.К.

Увлекательно рассказывая о работе на СТВ, Галина Константиновна повела ребят коридорами телевиденья, по очереди показывая аппаратные студии  монтажа и звукозаписи. Ребятам показали хранилище  видеокамер, которыми пользовались операторы СТВ в разные годы, когда выезжали на съемку  каких-либо происшествий, либо мероприятий.

Ребята увидели настоящее закулисье телевидения. Побывали в студии, где записывается программа «Факт». Для этой программ, специально закуплена оригинальная мебель, подобраны красивые декорации, на столе появились новогодние аксессуары. До мелочей продуман дизайн всей съемочной площадки, оснащенной мощной светотехникой и дорогой видеоаппаратурой. Увидеть студию «вживую», а не только её часть с экрана  телевизора, было очень интересно! Так как экскурсия на телевидение  была не только познавательной, но и профориентированной, Галина Константиновна  рассказала о том,  кто и  как  из сотрудников попал на телевидение.        «Большинство сюжетов телепередач зрители видят уже смонтированными, заранее подготовленными до выхода в эфир. Такой процесс работы просто необходим для качественной подачи информации. Ведущие телеканала должны быть настоящими профессионалами. Ведь уметь подать себя в эфире, владеть хорошим голосом и техническими навыками надо ещё хорошенько по учиться», – говорит Галина Константиновна. Конечный продукт трудоёмкой и скрупулёзной работы огромного штата сотрудников СТВ  заключается в сюжетах телепередач, отснятых для любимого зрителя. Над каждым сюжетом, прежде чем тот попадёт в эфир, тщательно работают звукорежиссёры, операторы, монтажеры и многие другие сотрудники телеканала, чья работа всегда остаётся за кадром». Она так же рассказала, как работает суфлёр, с которого обычно при записи программы читает текст  телеведущий.

На втором этаже расположен кабинет информационного отдела, в котором  «готовят» новости. Здесь ребят ждал настоящий сюрприз, ведь в кабинете находились ведущие телеканала СТВ. Мы не могли упустить такую возможность, поэтому сфотографировались с шеф-редактором новостей  Ильей  Банниковым.  Экскурсия получилась полезной,  познавательной, поучительной.  Ребята получили массу положительных эмоций.

Режим нон-стоп и большая ответственность. Пока одни корреспонденты с операторами на съемках, другие за компьютером пишут отсматривают отснятый материал и закадровый текст. Как из блоков строится дом, так из картинки и звука создается сюжет. Создание новостей и фильмов – творческий процесс. Чтобы материал был интересным на каждом этапе нужно иметь вдохновение, трудолюбие и просто любить свою работу.

Работа диктора на телевидении одна из самых притягательных. Редактор студии Екатерина Иванова и ведущая Татьяна Колганова раскрыли секрет ведущих, оказывается, учить текст наизусть не нужно – вся информация отображается на телесуфлере.

 

У редакции в гостях.

17 марта учащиеся 4-х классов побывали на экскурсии в местной типографии. В ходе экскурсии ребята познакомились с работой сотрудников газеты «Северянка». Главный редактор газеты Парфенова И.В. рассказала об истории создания нашей газеты, как происходит «рождение» каждого нового номера газеты, какая информация располагается на какой полосе и почему, главными принципами газеты является оперативность, достоверность, актуальность. Ирина Владимировна рассказала и о работе корреспондента, главная задача которого собрать важную информацию и интересно донести ее до читателя. Корректор – это специалист, отвечающий за грамотность текстов напечатанных в газете и отсутствие ошибок, стиль. В работе фотокорреспондент  главное найти правильный ракурс для фото и успеть на все значимые мероприятия, проводимые в нашем районе. Что бы номер выглядел эстетически, нужен творческий подход, этим занимается  дизайнер верстки. Ребят познакомили с современным оборудованием (из Японии), на котором  печатают   нашу газету (две тысячи экземпляров каждый вторник и  пятницу).  Узнали, что для выпуска нашей газеты нужно больше тонны бумаги формата А-3, которую привозят из Томска. Ребята были удивлены, что небольшой коллектив сотрудников может справиться с таким серьезным делом –  выпуск газеты.  Экскурсия ребятам понравилась, у них появилось желание создать свою классную газету.

 

Wordpress snowstorm powered by nksnow